Нужна ли помощь учителям

Нужна ли помощь учителям

Учителям приходится сталкиваться с большим грузом ответственности. Иногда получается, что всегда и всем в школе должен учитель. Быть творческими и в тоже время не отходить от методических рекомендаций, быть толерантным и иметь авторитет перед учениками, вызывать уважение и доверие у родителей. Этот груз просто не может не давить, поэтому наступает кризис. Кто-то просто уходит, затаив обиду на школу, кто-то справляется с текущими проблемами самостоятельно, находя вдохновение в учениках, кто-то просто продолжает тянуть свою лямку, без особого энтузиазма. Можно ли помочь им?

Психологические проблемы учителей начинаются с того момента, когда они решают соответствовать на все сто процентов своей профессии. Но очень часто компетенция учителей ставится под сомнение, руководством, учениками либо их родителями. Поэтому учителя начинают заниматься самокопанием и искать проблемы в себе., но нередко проблемы находятся снаружи. Иногда не срабатывают концепции обучения, оказывается несовершенным менеджмент образования и так далее. Ведь процесс обучения постоянно меняется в силу изменения его субъектов: учеников, они становятся все самостоятельнее, агрессивнее, и самих учителей. Именно поэтому на психологических тренингах и семинарах учителя являются самыми внимательными и слушателями, как отмечают психотерапевты.

Проблема заключается в том, что отношения по типу учитель-ученик носят зеркальный характер. Когда учитель преподает, то может бессознательно отправляться в свое ученическое детство, поэтому велика вероятность возникновения бессознательных конфликтов. Дети же воспринимают учителей как своих родителей, поэтому могут воспринимать агрессию, которая возможно направлена не на них, на себя. Самым главным спасательным кругом может оказаться солидарность коллег. Так, в учительской можно узнать, что проблемы есть не у тебя одного, здесь можно поделиться своими радостями и огорчениями. Другой вопрос, что не все открыты и доброжелательны, что и тормозит доверительное общение коллег. Особенно тяжело в этом плане приходится молодым специалистам, они очень скрытны, редко жалуются, боясь показаться непрофессиональными. Кроме того, их постоянно проверяют «открытыми уроками», часто критикуют и редко хвалят. А причина в том, что в большинстве образовательных учреждениях царит дух соперничества, а не сотрудничества.

Работу учителя нередко сопровождает тревожность, раздражительность, а также ощущение бессмысленности своего труда. Профессиональное выгорание наступает через 5-10 лет трудовой деятельности. Наиболее часто оно постигает тех, кто слишком много требований предъявляет, прежде всего, себе. Я должен быть сдержанным, я должен это знать и так далее. Поэтому прежде чем подавать документы в педагогический университет, необходимо пообщаться с психологом, действительно ли педагогика – это ремесло всей вашей жизни. Ведь для учеников учителю придется всю жизнь играть роль прекрасного человека, но гораздо лучше, если роль эта будет не сыграна, а прожита.

Александра Маринина, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии