Научение посредством наблюдения

Научение посредством наблюдения

Насчитывается целый ряд теорий научения, которые берут во внимание опыт, получаемый непосредственно, через поощрение или наказание. Однако, порой обучение ведется и косвенно. Скажем, ребёнок видит, как его мама и папа машут друг другу рукой на прощание, а после начинает имитировать этот жест. В психологии данное явление называют имитационным научением или по-другому - научением через наблюдение.
Имитационное наблюдение встречается в любой период жизни, но гораздо чаще это происходит как раз в детстве, когда малыши учатся у авторитетных взрослых и сверстников. Оно также играет немаловажную роль в ходе социализации — дети стараются вести себя и реагировать на окружающих, наблюдая за тем, как их близкие взаимодействуют друг с другом и с прочими людьми.
Каким образом работает имитационное научение?
Психолог Альберт Бандура, наверное, чаще других вспоминается, когда говорят о научении через наблюдение. Он и еще ряд исследователей доказали, что мы естественным образом стремимся к имитационному научению. И, действительно, младенцы в возрасте от 21 дня умеют имитировать выражения лица и движения рта взрослого. Если вы когда-нибудь корчили рожицы крохе и наблюдали за тем, как он пробует имитировать их, то вы, естественно, понимаете, какой огромный потенциал заложен в имитационном научении — даже в столь раннем возрасте. Теория социального научения Бандуры особенно выделяет важность подобного научения.
В своём известном эксперименте «Кукла Бобо» Бандура доказал, что дети часто подражают насильственным и агрессивным действиям взрослых. Любопытно, что дети быстрее начинают подражать действиям взрослого, если он или не столкнулся с отрицательными последствиями, или получил подкрепление. Дети, которые наблюдали, как взрослого наказали за агрессивное поведение, менее стремятся к имитации его поведения в будущем.

Редактор Редактор, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии