Стратегии рождаемости

Стратегии рождаемости

Казалось бы, чем лучше и комфортнее условия, тем больше детей в семье должно быть. Это, например, характерно для животного мира. Ученые обратились к результатам проекта Uppsala Birth Cohort, работа которого заключалась в том, что 14 000 жителей Швеции росли и развивались под его контролем и наблюдением, а также их потомки.

Исследователи дополнительно проанализировали весь их жизненный путь, статус в обществе, уровень доходов и образования, а также количество детей в семьях и внуков. В основе исследования лежали стратегии рождаемости. Первая, которая именуется экологами R-отбором, заключается в том, что в одной семье рождается много детей и каждому уделяется минимальное количество времени и внимания. Эта стратегия обычно проявляется в условиях повышенной детской смертности.

Вторая, именуемая K-отбор, заключается в том, что рождается небольшое количество детей, но каждому из них уделяется необходимое количество времени и заботы. Это отношение способствует тому, что ребенок вырастает более подготовленным к взрослой жизни, он более активный и готов к борьбе за ресурсы, блага и партнеров. Это должно в свою очередь привести к тому, что в следующем поколении рождаемость вырастет.

В настоящее время, по мнению ученых, происходит плавный переход от стратегии R к стратегии K. Каждое новое поколение вырастает и получает более высокий статус, доход и образование, чем предыдущее. Но наблюдается обратная картина, рождаемость не повышается, а, в частности, богатые люди не стремятся обзаводиться большим потомством.

K-отбор был оправдан в свое время в недалеком прошлом.
Исследователи же считают, что он является неприемлемым в современных условиях. У современных людей совсем иная психология. Чтобы это понять, достаточно вспомнить о людях – чайлдфри, которые предпочитают вообще жить без детей. Что касается богатых людей, то они стремятся вырастить более качественное и конкурентоспособное потомство, поэтому они не задумываются о большом количестве детей.

Александра Маринина, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии