Учить иностранный язык, не напрягаясь

Учить иностранный язык, не напрягаясь

Ученые Массачусетского университета считают, что трудности взрослых с изучением иностранного языка связаны с тем, что они приступают к этому занятию слишком усердно. Э. Финн провела эксперименты с участием десятков человек. В течении десяти минут они должны были прослушать слова из искусственного языка. Все слова этого языка буди двусложными, и делились на три группы,которые звучали без перерыва. Во время прослушивания добровольцев отвлекали цветным ребусом.

В другой серии эксперимента участников разделили на три группы. Участники первой группы должны были запомнить слова, второй – выявить разные группы слов, а третьей – определить, каким образом смоделированы слова, то есть их грамматическую основу. В этом случае участников не отвлекали, наоборот, если кому-то удавалось выполнить задание, прослушивание приостанавливали. Затем сравнивали результаты этих двух серий испытаний. Получилось, что концентрация на словаре позволяет запомнить слова, но не позволяет освоить грамматику. Те, кого просили просто выучить слова, справлялись с заданием на 20% лучше, а те, кому поручали освоить грамматическое правило, наоборот, на 20% хуже.

Лингвисты и психологи с 90-х годов озадачены проблемами взрослых, связанных с изучением языков. Существует гипотеза, в соответствии с которой слишком развитая префронтальная кора головного мозга, по сравнению с детьми, является причиной неудач взрослых в изучении новых языков. Слишком развитый головной мозг требует больше информации для анализа, пытается учесть различные вариации текущей задачи, что не всегда хорошо при обучении. Полученные данные в какой-то мере подтверждают эту гипотезу. Ведь концентрация на изучении грамматики, требующая выполнения множества функций мозгом, не позволяет понять новый для человека язык. Финн с коллегами считает, что разные отделы мозга обрабатывают различные сегменты языка, а в некоторых операциях излишняя концентрация только вредит делу. Возможно, что при изучении грамматического материала, необходимо, подобно детям, периодически на что-то отвлекаться, либо параллельно заниматься еще каким-либо делом. А во время изучения новых слов, направить все свое внимание на словарь.

Александра Маринина, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии