Как и когда наказывать ребенка

Как и когда наказывать ребенка

Р.Лазерер отмечает, что зачастую позитивные методы воспитания противопоставляются дисциплинарным методам, это касается и многочисленных родительских ресурсов и научное сообщество. В тоже время исследования и опыт некоторых семей свидетельствует о том, что тайм-ауты и авторитарные методы воспитания в целом могут быть весьма полезными с детьми, которых отличает вызывающее поведение, только использовать их нужно правильно.

Лазерер приводит пример исследования, когда опросили более ста матерей, попросив перечислить 5 случаев, когда они применяли авторитарные тактики при нытье, непослушании и драках их детей. Оказывается, компромисс является одним из самых эффективных инструментов, который позволяет немедленно улучшить поведение ребенка. Второе место занимает аргументация, если использовать ее в случаях умеренно раздражающего поведения ребенка. То есть в ответ на нытье, родитель приводит весомые аргументы, которые позволяют продемонстрировать ребенку то, что он ведет себя неправильно. Аргументация уступает тайм-ауту или изыманию чего-либо у ребенка в тех случаях, когда поведение характеризуется неуправляемостью или ребенок начинает драться.

Однако, в долгосрочной перспективе ситуация меняется. Чем чаще родители используют компромисс и другие, более жесткие методы воспитания, тем хуже ведет себя ребенок. Умеренное использование тайм-аута, а также других видов наказаний привели к улучшению поведения детей, но только в отношении непослушных.

Э.Чипани из Национального университета в свою очередь отмечает, что тайм-ауты не приносят необходимых результатов только лишь потому, что родители их неправильно применяют. Как показывают наблюдения, чаще всего тайм-ауты используются спонтанно, импульсно, в любой, как оказывается неподходящий, момент времени. На самом деле они должны заранее предупредить ребенка, что он будет наказан тайм-аутом, например, за драку или вызывающее поведение. Также должна быть оговорена и суть наказания, а самое главное, оно должно быть выполненным, и не отменяться ни в коем случае. Исследования показывают, что тайм-аут, выполненный последовательно и за конкретный поступок, в долгосрочной перспективе улучшает поведение детей.

Д.Рейтман и М.Робертс поддерживают синтезированный метод, который включает в себя методы позитивного и авторитарного воспитания. Например, в том случае, если ребенок плохо себя ведет, то можно предоставить ему выбор, а также время для того, чтобы он исправился, обозначив наказание, которое последует за плохое поведение. По результатам исследования, количество тайм-аутов в воспитании детей постепенно снижается, а родительские предупреждения и инструкции оказываются наиболее эффективными.

Александра Маринина, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии