Социализация или оправданная жестокость?

Социализация или оправданная жестокость?

Родители, согласно законодательству РФ, имеют право давать образование своим детям в различных формах - в школе, в форме экстерната, а также в рамках семейного или дистанционного обучения. Тем не менее, большая часть родителей останавливают свой выбор на школе, объясняя это необходимостью социализации ребенка в обществе. В Большой Советской Энциклопедии, это этот термин рассматривается как «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку быть полноправным членом общества (социума)». Как мы видим, здесь нет ни слова о том, что данный процесс возможен лишь в пределах школьных стен. Говоря об отсутствии социализации, можно привести в пример, так называемых детей-«Маугли», другими словами, выросших в отсутствии людей, допустим, выращенных животными. Подобные случаи чрезвычайно редки – не более нескольких десятков по всему миру. Такие дети ведут себя как те животные, с которыми они выросли— издают аналогичные звуки, передвигаются на четырех конечностях, и едят без участия рук.
Любой ребёнок, которого вырастили в человеческом обществе, уже социализирован в той или иной степени, так как видит перед собой именно человека и копирует его поведение и манеру речи, перенимая систему ценностей своего воспитателя. А что же мы имеем в школе? Прежде всего, в школе ребёнок находится в коллективе, в среде детей, воспитанных в различных семьях, и, соответственно, имеющих различные привычки и порой кардинально отличную друг от друга шкалу ценностей. А потому все дети в ходе школьного обучения терпят определенный дискомфорт и должны его преодолевать для того, чтобы быть членом данного сообщества: иногда терпеть побои или учиться давать сдачи, ябедничать или держаться подальше от учителя. Отторжение социумом может приводить к непредвиденным действиям со стороны учащихся: побеги со школьных уроков и даже иногда из дома, бродяжничество и, в крайних случаях, самоубийство - всё это следствие некомфорта нахождения в обществе. Так действительно ли нужна социализация именно в стенах школы? Преимущественно — нет. Ни один современный ребёнок не растет в изоляции от социума, даже при условии, что он не посещает школу. Он общается с детьми и взрослыми на прогулках, на занятиях в кружках, дома. Так что, если ребёнок переживает явный дискомфорт в школе и способы его преодоления не приносят результат — подумайте, а подходит ли сложившийся в конкретном месте социум именно для вашего ребёнка и сделайте все от вас зависящее для того, чтобы найти нужный коллектив для вашего чада.

Редактор Редактор, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии