Гарри Харлоу о роли привязанности

Гарри Харлоу о роли привязанности

В первой половине XX века большая часть психологов считали, что демонстрация любви к детям есть не более, чем сентиментальный порыв, не имеющий какой-либо реальной цели.
Бихевиорист Джон Б. Уотсон как-то раз даже отметил: «Помните, материнская любовь — опасный инструмент!». И многие специалисты того времени соглашались с ним, понимая детскую привязанность, как источник взрослых психологических проблем (какая мама не слышала советов «Не приучай к рукам!»).
В то время доминирующая часть теорий детской любви и привязанности были сосредоточены на мысли, что целью самой ранней связи между мамой и малышом было исключительно обеспечение питания и защиты. Харлоу не принимал такие теории, считая их в корне неверными.
Знаменитый эксперимент Харлоу состоял в том, что детенышам обезьян, отнятых сразу после рождения от настоящей матери, на выбор предлагали двух искусственных «мам». Одна «мама» была мягкой и пушистой, но не обеспечивала получение пищи. Другая «мама», изготовленная из жесткой проволоки, имела прикрученную к ней бутылочку с молоком, то есть была «кормящей», обеспечивающей питание. В результате эксперимента выяснили, что детеныши предпочитали находиться рядом с пушистой «матерью», игнорируя проволочную. Харлоу объяснял подобное поведение потребностью в любви, являющейся главной составляющей в развитии детского организма и психики. В эпоху, когда множество исследователей принижали роль родительской любви и привязанности, Харлоу удалось неопровержимо доказать, что именно любовь, а не просто уход имеет особую важность для нормального развития детей.
Дополнительные эксперименты Харлоу продемонстрировали долгосрочный эффект отсутствия любви, и они были неутешительны, часто подобное приводило к глубоким эмоциональным травмам, отклонениям в психологическом развитии и даже смерти.
Результаты, полученные Харлоу, имели огромнейшее влияние на приюты, службы по усыновлению, группы социального обеспечения и деятельность детских опекунов, кардинально изменив линии их поведения.
Любопытно, но, несмотря на то, что выводам, сделанным ученым, уже более полувека, в обществе все еще невероятно живы устаревшие представления о воспитании, и современные мамаши, отдавая двухлетнее чадо в детский сад, свято верят, что ухода и обучения, которым ребенка обеспечивают воспитатели, вполне достаточно для полноценного развития ребенка.

Редактор Редактор, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии