Как надо и как не надо слушать

Как надо и как не надо слушать

Какой бы ни была цель общения, всегда нужно владеть приемами правильного слушания.

1. Осознайте свои привычки слушать. Частенько ли вы перебиваете собеседника? Какие преграды общения более часты в ваших репликах? Которые из них используются вами чаще других? Осознание своих привычек слушать считается первым шагом в их изменении.
2. Не избегайте ответственности за общение. В общении всегда участвуют двое: один — говорит, второй — слушает, при этом в роли слушающего каждый выступает попеременно. Когда бы это ни произошло, но если вы не понимаете, о чем говорит партнер, вам следует дать ему это понять — с помощью уточняющих вопросов, или простым отражением того, что вы услышали. Как может другой узнать, что вы его не поняли, пока вы сами не объясните этого?
3. Будьте внимательными в физическом плане. Находитесь лицом к говорящему. Держите с ним визуальный контакт. Удостоверьтесь в том, что ваша поза свидетельствует о том, что вы слушаете. Расположитесь на таком расстоянии от собеседника, которое гарантирует удобное общение для двоих. Запомните, что говорящий желает беседовать с внимательным, живым партнером, а не с непроницаемой стеной.
4. Сосредоточьте внимание на том, о чем говорит собеседник. Так как сосредоточенным внимание бывает недолго (не более одной минуты), слушание требует особой концентрации внимания. Старайтесь свести к минимуму всевозможные помехи, допустим, телевизор или телефон. Удерживайтесь от «блуждания» мыслей. Оказать помощь в концентрации на том, о чем говорит партнер, скорее всего, может ваше физическое внимание и речевая деятельность.
5. Пытайтесь вникнуть не только в смысл слов, но и в чувства партнера. Знайте, что люди могут предавать свои мысли и чувства в «закодированном» виде — согласно социально принятым нормам. Прислушивайтесь не только к информации, но и к передаваемым чувствам. Допустим, сотрудник, произнесший: «Я закончил работать с этими документами», передает несколько иную мысль, нежели сотрудник, говорящий: «Боже мой, наконец-то я покончил с этими бесконечными документами!» Несмотря на то, что смысл этих сообщений одинаков, в последнем сообщении в отличие от первого выражаются еще и чувства.

Редактор Редактор, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии