В чем секрет шопинг-терапии

В чем секрет шопинг-терапии

Шопинг позволяет человеку чувствовать себя счастливым. В тоже время существует ряд исследований, которые подтверждают тот факт, что это лекарство работает не всегда. Иногда обстоятельства покупки мы создаем сами, поэтому в этих случаях можно вкладывать денежные средства с максимальной отдачей для собственного удовольствия.

Профессор маркетинга Д.Рукер считает людей по натуре приспособленцами. Он провел более 100 исследований, в рамках которых участники оказывались в ситуациях, которые угрожали либо интеллекту, либо социальным навыкам. В зависимости от обстановки купленный товар может играть двоякую роль в нашей жизни, в чем заключается определенный риск шопинга, 50 на 50 так сказать. На приобретение вещи мы нередко возлагаем большие надежды: она поможет нам преодолеть какие-то жизненные неурядицы, думаем мы. Вот, наконец-то, покупка сделана, но счастье не постучало в дверь. В этом случае покупка выполняет функцию обратного действия, мы впадаем в печаль еще и потому, что совершили ненужную или бесполезную трату денег.

Совершенно другой эффект будет в том случае, если купленную вещь кто-то очень сильно похвалит. Мы возгордимся, восприняв эти слова, как оценку личностных качеств. Зарядившись оптимизмом, мы пойдем по жизни дальше. Рукер отмечает, что потребительские товары имеют множество предназначений, в том числе и психологического характера. В одних случаях товары повышают самооценку, в других, наоборот, ее понижают.

Психолог Ф.Берман считает, что эффект розничного шопинга может быть аналогичен поеданию сладкого и алкогольной зависимости. Шопинг-терапия хороша лишь в том случае, если человек знает меру. Поэтому следует обращать внимание на признаки того, что вы впадаете в крайность. Например, если вы боитесь открывать шкаф из-за присутствия в нем огромного количества вещей. Или вы из-за шопинга вдруг стали пропускать значимые мероприятия или торжества. Кроме того, на эмоциональное здоровье влияют соотношения баланса вашего кошелька и кредитной карточки, проверьте, возможно, вы уже исчерпали свой допустимый лимит. Берман отмечает, что когда человек злоупотребляет чем-то, то на время он может забыть о своих проблемах, но вместо старых, может появиться множество новых. Такой замкнутый круг обычно и приводит к тупиковым ситуациям.

Э.Кей, эксперт финансовой грамотности предлагает концепцию 3-О, если коротко, то это: определяй, отвлекайся, откладывай, с помощью которой можно избежать негативных последствий шопинга. Для начала в воображении создаем свой идеальный образ, с учетом всех инструментов финансовой дисциплины. Когда мы идем в магазин, то строго определяемся с теми покупками, которые нам действительно нужно совершить. Напоследок, мы откладываем незапланированную покупку, разрешая себе вернуться в магазин через несколько дней и сделать ее, если желание обладать вещью все еще останется.

Вместе с тем, многие признаются, что покупки повышают им настроение. Согласно американскому исследованию таких респондентов оказалось больше 50%.

Александра Маринина, специально для ПсихоТесты.ру.


Комментарии