Грязные деньги не приносят удовольствия
Так, деньги, которые нажиты нечестно, воспринимаются отрицательно.
Видимо не случайно такие деньги издавна называют грязными. Занимающиеся этим вопросом ученые Стэнфордского и Калифорнийского университетов также пришли к выводам, что те деньги, которые в глазах людей потеряли положительную нравственную оценку, имеют меньшую ценность и покупательскую способность.
В одном из экспериментов нужно было принять участие в розыгрыше 50 долларов. В нем приняло участие 59 студентов. Все они были разделены на группы. Первая должна была бороться за нечестные деньги, а вторая – за нейтральную сумму денег.
Первой группе назвали спонсора розыгрыша – это был ритейлер Walmart. При этом было упомянуто о том, что этот ритейлер в 2005 году был обвинен Международным форумом трудовых прав в том, что компания не соблюдала международные стандарты по трудовым нормам. Также было отмечено, что призовые деньги – это часть прибыли этой компании, которая использовала «потогонную систему» работы своих сотрудников.
Второй группе сообщили лишь о том, что спонсором выступил другой ритейлер Target без дополнительной информации.
Затем всем участникам выдали лотерейные билеты. Разрешалось использовать любое их количество, однако для того, чтобы они были активными, необходимо было заполнить поля с контактной информацией. В результате получилось, что участники первой группы заполнили меньшее количество билетов.
Для дальнейшей оценки денежного вознаграждения, участникам был задан вопрос о том, какое количество продуктов они могли бы приобрести за эти 50 долларов. Участники первой группы указали меньшее количество продуктов, кроме того, они отметили, что воспринимали эти деньги отрицательно, считая их грязными.
Ведущий автор исследования, Дж. Стеллар отметила, что в принятии экономических решений немаловажную роль играет человеческая мораль. Результаты же исследования четко показывают, что когда деньги вызывают аморальные ассоциации, то их ценность значительно уменьшается.