Стиль руководства: демократия или диктатура
Должен ли беспокоиться руководитель о том, какое впечатление он производит на своих подчиненных? Это очень сложный и одновременно важный вопрос. Для любого руководителя необходима результативность сотрудников, а это во многом зависит от того, каким его воспринимают окружающие. Чаще всего руководители, выстраивая отношения в коллективе, склонны выбирать две крайности.
Они могут играть в демократию, таким образом, ослабляя свою позицию. В таких коллективах часто хромает дисциплина, нет командного духа, планы не всегда выполняются. Хаос не приносит результатов, но свобода нужна творческим личностям, как воздух. Другая крайность — полная диктатура, когда подавляется инициатива, выскочки не приветствуются, свежие идеи отвергаются. В этом случае на работе будет тяжелая моральная обстановка, гнетущая атмосфера, схожая на заключение. Как работать без вдохновения и энтузиазма, только под гнетом и страхом?
На самом деле, важна «золотая середина» в поведении руководителя. Он должен проявить себя волевым человеком, лидером, знающим свое дело, но в тоже время не должен быть лишен справедливости, мудрости, что сильно укрепит его позицию в глазах подчиненных. Как показывает практика, настоящими лидерами рождаются, но даже, если человек не совсем подходит на роль руководителя, то надо наработать необходимые качества: уверенность в себе, умение слушать и слышать, отдавать приказы и добиваться выполнения, мотивировать разных людей.
Для имиджа лидера коллектива большое значение имеет его внешний вид, голос, манера говорить. Чтобы стать руководителем, за которым сотрудники «в огонь и в воду», придется поработать над собой, но такой труд даст отличные результаты. Это могут быть успехи предприятия в целом, развитие бизнеса или повышение по карьерной лестнице. Если удастся найти тонкую грань между демократией и диктатурой, то можно справиться с любого размера коллективом, состоящими из трех человек или из нескольких тысяч.