Психология рекламы: прошлое и настоящее
Теоретическое осмысление рекламы началось в 19 веке. Именно в это время в разных странах начинают появляться различные учебники, предназначенные для помощи в организации рекламной деятельности. Среди них: «Как писать рекламные объявления» учебное пособие, «Реклама и пресса» американца Н.Фаулера, из русских творений можно выделить работу Н. Плисского «Реклама. Ее происхождение и история».
Те определения рекламы, которые существовали до 19 века, чаще всего, носили негативный оттенок и не были систематизированы. Были в сфере рекламы и революционеры. Немецкий социалист Ф.Лассаль был лидером движения, которое открыто выражало недовольство рекламой, в 1863 г. Он интерпретировал рекламу как символ господства богатых, ущемляющего бедных. Экономист Г.Шмоллер в начале 20 века также выделил отрицательные черты рекламы. Он писал о том, что наука о рекламе направлена на то, чтобы воздействовать на глупость и доверчивость людей. При этом ложь выдается за правду. Его поддержал экономист В.Зомбарт, отметивший, что в рекламе человек, имеющий вкус, ничего путного для себя не найдет, кроме отвращения. Различаются взгляды на рекламу и как на рабочий процесс. Так, С. Чейз в 1925 году отметил, что 90% людей, которые занимаются рекламной деятельностью, могли бы делать что-то более полезное. А в это время суть слогана Международной рекламной ассоциации сводилась к тому, что благодаря рекламе, миллионы людей могут сохранить свою работу.
С течением времени менялось и российское отношение к рекламе от негативного к позитивному. Недаром держатель первого прообраза рекламного агентства Л.Метцль стал автором выражения, что «объявление есть двигатель торговли», которое со временем трансформировалось в более известную формулировку. Истинно американский оптимизм в отношении рекламы объяснил социолог Д.Бурстин. Несмотря на то, что обещания будущим жителям Америки о великих дарованиях и благах были лживыми, Америка все-таки была заселена людьми, которые поверили этой рекламе.
В настоящее время существует огромное количество определений рекламы из разных отраслей знаний. Реклама рассматривается внутри маркетинга, социальной психологии и менеджмента. Ее влияние на человека изучают многочисленные университеты всего мира. Например, такое исследование недавно провели в Пермском университете. При помощи специального оборудования оценивалась активность мозга при просмотре определенного вида рекламы. В итоге удалось с точностью определить, что нравится участникам эксперимента, а что нет. Проанализировать таким образом можно, как печатную продукцию, так и видеосюжеты. Этот анализ позволит выявить, какие именно товары привлекают потенциальных покупателей и в связи с какими параметрами.